Вопрос-ответ

На вопросы отвечает Иерей Максим Запальский

Прожить жизнь порядочным, честным человеком можно, но спастись без Церкви нельзя. Надеющийся достигнуть Царства Небесного своими силами, подобен человеку, который прочитал дома учебник по вождению самолета и думает, что может самостоятельно долететь до нужного места.
Спаситель пришел в этот мир и пострадал в нем ради создания Церкви. Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), ? обещал Он. И Он действительно неизменно пребывает с нами в церковных таинствах. И, прежде всего, в Таинстве Причастия, в котором мы таинственным образом соединяемся с Христом. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54), ? это обещание Спасителя, записанное свидетелем, мы можем прочесть в Евангелии.

«Верить в душе», не будучи членом Церкви, все равно как носить фотографию любимого человека в кармане, избегая встреч с ним. Такой «роман» обречен. «Вне Церкви нет духовной жизни и духовно живущих лиц», ? писал святитель Феофан Затворник. То, что многие принимают за духовную жизнь «без посредников», на самом деле просто букет эмоционально-интеллектуальных переживаний в комплекте с религиозно-бытовой атрибутикой. Разговор о Боге за чаем при свечах и под иконами.

Конечно, если человек стеснен жизненными обстоятельствами и состоянием здоровья, ему крайне трудно участие в Церковной службе, то возможно совершение Таинств и молебнов на дому священником, прослушивание аудио-записей на дисках, чтение духовной литературы, помощь ближнему, а главное терпение скорбей и смирение…

Этот вопрос волновал многие умы. В том числе и Александра Сергеевича Пушкина. Его мысли отразились в стихотворении:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?…
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Поэту ответил святитель Филарет, митрополит Московский, образованнейший и талантливейший человек того времени. Вот что он написал:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дан
Не без Бога воли тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум!
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

Без Бога жизнь действительно становится бессмысленной. Ведь жизнь любого человека полна страданий, неисполненных желаний, болезней, утрат, тревог и сомнений. Невозможно забыть и то, что «каждый час уносит частичку бытия», что всех нас ожидает смерть и могила со всеми их страшными подробностями. Ради этого жить? Но только призови Христа. Наполни Им свои мысли, речи, поступки! И все вдруг окрасится иным светом, во всем появится свой смысл. Святитель Феофан Затворник писал: «Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали, а как умираем, то значит, что жизнь наша настоящая не на земле. Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни».

Если это Ваша дача, то лучше бы Вам купить себе второй, хотя бы краткий молитвослов. И пусть он всегда ждет Вас на даче. Но при необходимости можно молиться и своими словами. Или прочесть по четкам 300 раз Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Прежде это правило предлагалось христианам, не знающим грамоты, или в дороге. Однако не стоит возводить его в обычай.

Чаще всего желание сократить правило происходит не от нехватки времени, а по предлогу этой нехватки. Посоветую Вам немного изменить режим. Во-первых, поставить будильник на десять-пятнадцать минут раньше обычного. Судя по тому, что у Вас много дел и обязанностей, Вы женщина грамотная, а значит, читаете быстро. На чтение утреннего правила уходит как раз десять-пятнадцать минут. Известно, что трудовая деятельность, когда она начата после утренних молитв, бывает более успешной. И начатый молитвой день вмещает в себя более совершённых дел. Попробуйте, и Вы сами убедитесь в этом. Христианство – это практика.

Вечером тоже лучше не сокращать положенных молитв. Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечал, что если переборешь усталость и правило прочтешь полностью, то и за короткое время выспишься и восстановишь силы. А если сократишь молитвы, то хоть и увеличишь время сна, но он будет неполноценным. Если же Вы замечаете, что к ночному времени от усталости ум становится рассеянным и молитва невнимательной, то найдите небольшое «окошко» среди Ваших дел пусть даже ранним вечером и прочтите правило до молитвы «Владыко Человеколюбче…» заранее. Остальные молитвы можно прочесть перед сном.

«Чем чаще, тем и лучше», – говорил преподобный Серафим Саровский, предлагая причащаться в каждый из четырех постов, во все двунадесятые и великие праздники, в день памяти небесного покровителя. Получается, что Преподобный рекомендовал причащаться чаще, чем раз в месяц.

Причины, по которым люди уклоняются от причастия, представляются разными. На самом же деле, как заметил святитель Иоанн Златоуст, причина всего одна: «Многие, вижу, не часто причащаются: это дело диавола, он мешает частому принятию Тела Христова».

 

Скорее всего, Вам в подобных ситуациях приходят на память слова Спасителя: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). Стыдиться своей веры, конечно, не надо, но внешне проявлять ее должно с рассуждением.

Прежде Православие в России было государственной религией. Участник войны 1812 года Федор Глинка писал: «Шапки кто гордец не снимет у Кремля Святых ворот?!» Совершенно справедливо – перед церковью, перед иконой, а на вратах Кремля находилась икона Спасителя, люди благоговейно снимали шапки и крестились. Тут и задумываться было нечего – рядом и вокруг были такие же православные люди. Но уже через полвека такого гордеца можно было встретить, и не обязательно на улице, но и в собственной семье. Благочестие падало и немалое число наших соотечественников, к сожалению, уже всего лишь сохраняло за собой название православных, на деле охладев к вере. Как преступника раздражает и уязвляет честность других, и потому он смеется над ней и ненавидит ее, точно так же, охладевшие к вере или отступившие от нее люди, как бы защищая свое отступничество, часто смеялись и осуждали благочестие своих близких. В таких случаях духовники советовали «прикровенное благочестие». Вот что отвечал своей корреспондентке Оптинский старец преподобный Анатолий (Зерцалов): «Писала ты, что затрудняешься исполнением молитвы и чтений, так как не одна в комнате. В таком случае оставь обрядовый чин, например, читать перед св. иконами, со свечой и проч., а делай проще: или ходя, читай и молись, или уткнувшись в уголок, или где в передней».

В больнице, транспорте, на людной улице – вокруг нас народ разный. Верующие и неверующие, церковные и не знакомые с церковной жизнью люди. В этих случаях, чтобы не соблазнять их на осуждение и насмешки, и самому не поддаться тонкому искушению тщеславием, можно помолиться про себя и сидя, перекреститься не очень заметно. Ни в коем случае не говорю нужно, но можно.

Не надо скрывать свою принадлежность к православной вере, но не следует и выставлять ее. Особенно, если это не к месту или не во время, не в той компании. Научитесь чувствовать, проникаться настроением своего окружения. Вам хочется на улице «петь святое» детям. Действительно, по дороге в храм праздничный тропарь так и просится на уста. Но не смутят ли Ваших детишек любопытные и откровенно насмешливые взгляды, которые может вызвать ваше пение «на незнакомом языке» у невольных спутников? Помню, когда возобновилась служба в храме неподалеку от нашего дома, то супруга сразу же оценила преимущество его местоположения. Идти к храму нужно было через пустырь минут двадцать. А значит, можно было повторить с детишками тропарь или пропеть какую-нибудь молитву.

Сдерживать свои вполне благочестивые желания и привычки на людях – одна из особенностей церковной жизни нашего времени. Примите ее, как некоторое мученичество.

Однако, иногда Ваше «тихое благочестие» в нецерковной среде может быть и полезно. Как ненавязчивая проповедь Православия. В той же больнице, иконку поставить на тумбочку, по-моему, всегда можно и даже нужно. По этой иконке соседи поймут, что Вы – православная христианка, и может быть, будут более сдержанными. И почему бы не перекреститься перед молитвой? Но молиться в такой обстановке все же лучше не вслух.

Не надо вообще никак отвечать. Просто держитесь правила, что ваша духовная жизнь не должна проходить на виду у всех. Приучитесь прочитывать молитвенное правило в одиночестве. Преподобный Исаак Сирин советовал: «Изливай на всех милость свою, и буди спрятан от всех». Особенно это касается келейной молитвы. Молитва дело сокровенное. Даже люди церковные иногда приходят в смущение, видя молитву другого человека. То покажется она им лицемерной, то слишком сентиментальной. Одно время мы собирали материалы о жизни похороненной на нашем церковном кладбище монахине Евфросинии (Хрульковой). Одна матушка, семья которой много лет жила под духовным руководством этой старицы, рассказывала, что матушка Евфросиния молилась на глазах у других только тогда, когда это была общая молитва. Свое же молитвенное правило она вычитывала только когда была одна. Так же и другие личные молитвы. «Иногда на неделю или две мы привозили ее в наш дом, – вспоминала рассказчица. – Матушка спала в комнате со стеклянной дверью. Я же часто вставала ночью то покормить младенца, то перепеленать, выпить воды. Иногда проходила мимо матушкиной комнаты и видела, что она молится, стоя на коленках в кровати, или припав на локтях. Но как только матушка слышала малейший звук, она сразу делала вид, что спит или только что проснулась и поворачивается на другой бок. Меня она учила: «»Когда молишься, устраивайся так, чтобы тебя не видели, и твоя молитва не стала для кого-то искушением»»». О святителе Филарете Московском, о преподобном старце Амвросии Оптинском рассказывали, что они держались такой «спрятанности», что даже их келейные не видели их молящимися и только по косвенным признакам могли заключить о длительной молитве и слезах.

Пока родители еще не готовы принять Вашу церковность, не раздражайте их тем, что им не понятно. Не спорьте с ними на темы религиозной жизни. Но непременно искренне молитесь о них: да просветит их Господь.

 

Не только можно, но – нужно! В семьях, где все домочадцы верующие, детей крестят в дорогу, перед сном, благословляя родительским благословением на доброе дело. В этих же случаях осеняет крестным знамением жена – мужа, муж – жену. Иногда взаимно крестят друг друга сестры, братья и другие родственники. Милая привычка родственного благословения крестным знамением особенно трогательно представлена Николаем Лесковым в его «Соборянах» у супругов Туберозовых. «Потом оба вставали, молились перед образом и непосредственно за тем оба начинали крестить один другого. Это взаимное благословение друг друга на сон грядущий они производили всегда оба одновременно, и притом с такою ловкостью и быстротой, что нельзя было надивиться, как их быстро мелькавшие одна мимо другой руки не хлопнут одна по другой и одна за другую не зацепятся».

Некоторые мамочки и вдали от своих чад, не имея возможности перекрестить их на ночь, перед сном знаменуют крест на воздухе, повернувшись в сторону, где в это время находится их ребенок. Помню, одна мама, не получая долго писем от сына из армии, крестила, начиная с востока, все стороны света, не зная, где сейчас ее Ванечка.

Но и в семьях, где не все расположены к Православию, верующие родители и супруги, пусть потихоньку, незаметно крестят своих близких. Бабушка моя, имея большую семью, где были и верующие, и неверующие, и вовсе некрещеные, крестила всех уходящих и уезжающих из ее дома в спину. Вдогонку.

Крестить дорогу перед собой – тоже хорошая традиция. О ее действенности более всего могут рассказать водители, свой опыт есть у каждого. Путь всегда крестили. Некоторые благочестивые люди, прежде, чем позвонить или принять чей-то телефонный звонок, крестят даже телефон, как некую тропинку, выводящую из дома в мир.

Если сразу после исповеди Вы вспомнили какой-либо грех, то можно вернуться к духовнику и дополнить исповедь. Если это произошло уже после причастия, то покайтесь при первом удобном случае. Что касается грехов, которые не называются сознательно, то это не совесть Вам не позволяет их назвать, а некая лохматая и хвостатая сущность внушает ложный взгляд на себя, не позволяющий открыться священнику. Вслушайтесь в слова, с которыми обращается к верующим священник перед исповедью: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене: но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред нами: аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. Внемли убо: понеже бо пришел еси во врачебницу, да не исцелен отидеши». Если не очень понятно, то переведу. Здесь предлагается без всякого лукавства рассказать о своих грехах. Если же кто из страха или стыда скроет что-либо, то будет иметь сугубый, то есть двойной грех. Причем это означает не столько особую двойную ответственность, а то, что скрытый на исповеди грех имеет тенденцию усиливаться в человеке.

Стыд, который не дает нам искренне покаяться, святые отцы называют ложным стыдом. Но ложный он или не ложный, стыд этот безусловно болезненен. Хотя боль наша в этом случае спасительна, про нее говорят, что ею грехи сгорают. И еще, как напутствие к исповеди, приведу слова из дневника известного священника Александра Ельчанинова: «Почему духовнику не противен грешник, как бы ни были отвратительны его грехи? Потому что в Таинстве Покаяния священник созерцает полное разделение грешника и его греха».

Телесные удовольствия, то есть удовольствия от пищи, зрелища, плотского совокупления и т. п., значительно уступают удовольствиям душевным, к которым относятся занятия наукой, созерцание, творчество, любимое дело. Человек чаще отказывает себе в хорошей пище ради возможности творчества, чем наоборот. Порой от любимого занятия не может оторвать ни желание сна, ни голод. Среди ученых немало абсолютных трезвенников, им дорога ясность мысли. Творческим людям обычно свойственен режим. То есть они как-то утесняют свое тело, не дают ему жить в свое удовольствие. И это ради того, чтобы полноценно трудиться на избранном поприще. Так что плотские удовольствия в шкале жизненных удовольствий стоят ниже душевных.

Однако не стоит считать плотские удовольствия непременно низменными. Если они, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, «не соединены с печалию, не оставляют по себе повода к раскаянию, не приносят никакого другого вреда, не выходят из границ им назначенных, не отвлекают много нас от важных дел или не порабощают чему-либо», то их можно рассматривать как удовольствия добрые. В семейном доме уместны и кулинарные сборники, и вино, и мягкие диваны и теплый душ. А вот эротический журнал – неуместен нигде.

Наша душа управляет телом, при этом, она сострадает ему, когда оно устало, или голодно, или хочет некоторого облегчения, перемены деятельности. И потому душа наша так же участвует в телесных удовольствиях отдыха, вкусной трапезы и пр. Но ее забота так же сдерживать стремление к удовольствиям, держать их в рамках. Чтобы насыщение пищей не превращалось в обжорство, употребление вина не привело к пьянству, брачное ложе не осквернилось блудом и пороком. А иначе тело, которое, по словам святых отцов, не имеет сострадания к душе, безмерными наслаждениями поработит нашу волю. Поэтому будем заботиться об упрочении нравственных законов в своей душе, дабы наши плотские радости оставались неким утешением в нашем земном странствии, и не стали для нас причиной печали.

 

Христос пришёл для всех. И христианство – для всех, а не только для сильных. Если человек родился, значит для него возможно спасение. Просто путь у всех разный. Если поинтересоваться жизнью тех, кто уже достиг святости, то мы увидим, что спасались люди различных личных качеств и способностей. Нельзя сказать: «Я президент страны и потому не могу спасаться, у меня слишком много дел». Среди святых есть цари, князья, правители. Нельзя отговориться тем, что я — генерал или лейтенант, моё дело война и потому я не могу спастись. Есть святой адмирал Феодор Ушаков, святой вмч. Георгий Победоносец был офицером, 40 мучеников Севастийских были воинами. А кто-то скажет: я – ребёнок, много ли я могу сделать для своего спасения. Но мы знаем святых девочек Веру, Надежду и Любовь. А много ли успел сделать за свою короткую жизнь отрок Артемий Веркольский? Господь видел лишь его послушание родителям и богобоязненность и за это прославил мальчика. Не стоит ссылаться и на телесную немощь. В Киево-Печерский монастырь однажды родители привезли больного сына, которого ничем нельзя было вылечить. Мы его почитаем как святого Пимена Многоболезного. Матрона Московская родилась калекой, своим-то была не нужна, а теперь к её мощам стоят очереди. Были святые из разбойников, из тех, кто оставил страшные плотские грехи. Все, даже люди, одержимые самыми низкими страстями, в своей жизни хоть раз, хоть на минуту приходят в разум. Господь посещает всех. Но одни, под влиянием этой доброй минуты, стараются изменить жизнь, а другие, вздохнув: «Рад бы в рай, да грехи не пускают», продолжают отдаваться греховной привычке. Желание спасения и само спасение разделяет не общественное или какое другое положение, не недостаток здоровья или возраст, а наша лень.

Христианство – не набор тяжёлых вериг. Спаситель говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Преклонивший главу под иго Христово, познает это на опыте. Не иго Христово требует от него сил, а напротив, Господь укрепляет его душевные и физические силы на пути к Царству Небесному. Как только человек делает свой выбор, Господь даёт силы на исполнение его. А если он начинает раздумывать и рассуждать, то враг человеческий нашлёт на него расслабление, и человек тот сделается неспособным ни на что доброе. Почитайте книгу «Пастырь» св. Ерма, она есть в интернете, там об этом очень хорошо сказано.

 

Мы должны обязательно носить крест, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается таинство крещения, рука священника надевает крест, и мирская неосвященная рука не дерзает его снимать. Крест сопутствует нам всю жизнь. Мы можем лишь при необходимости заменить его. На операцию или в баню можно надеть на себя освященный деревянный крест.

Крест является вещественным свидетельством принадлежности человека к Христовой Церкви. Одновременно он является острым оружием в духовной борьбе: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90: 10)» (Ефрем Сирин, преподобный. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Ч. 1. Слово 103).

Человек, который снимает с себя нательный крест или после крещения вообще его не носит, страдает маловерием и отсутствием настоящего церковного сознания. О человеке безнравственном на Руси говорили: «На нем креста нет». В рассказе И.А. Бунина «Птицы небесные» нищий, которому студент предлагает деньги, говорит: «Беден только бес, на нем креста нет».

Болезни является результатом разрушительного действия греха на человеческую природу, как духовную, так и телесную. Здоровье предполагает полноту жизненных сил. Злоупотребляя свободой воли и преступая Божественные заповеди, человек отдаляется от единственного источника Жизни – Бога. Неизбежным следствием этого является состояние слабости и немощи. По неотвратимой жизненной логике человек, удалившийся от Бога, приближается к сатане. В Библии мы находим примеры губительного действия злых духов на здоровье людей. Говорят об этом и святые. Блаженная Синклитикия: много у дьявола острых орудий. Когда не победил он душу бедностью, – приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями, – расточает на нее похвалы и славу. Побежден здравием человека, – тело его поражает болезнями. Ибо, не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы через сие в нерадивых помрачить любовь к Богу (Древний патерик. 7:23). В приведенном высказывании содержится мысль, которая находит подтверждение в многовековом духовном опыте: с каждым, подпавшим под власть демонов, они поступают избирательно. Тело одних удручают болезнью, чтобы привести их к унынию, озлоблению, а иногда даже к ропоту на Бога или хуле. Другим, напротив, они подают «исциления», чтобы расположить их к себе и взять в плен, из которого они выйти не могут. Сколько таких людей мы видим вокруг! Но независимо от того, какие средства индивидуально применяют злые духи, цель их только одна – привести человека к вечной смерти.

Иногда к тяжелой болезни демоны приводят и праведников по особому смотрению и попущению Бога. Сразу же вспоминается жизнь великого страстотерпца Иова Многострадального. В святом Евангелии рассказывается о дочери Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет (Лк.13:16). Попущено это было для того, чтобы на ней явилась слава Господня. Претерпевшему все страдания с покорностью воле Божией, дается мученический венец. Св. апостол Павел говорит о себе: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2Кор.12:7-9). Святитель Афанасий Великий в составленном им «Житии Антония Великого» рассказывает:Тогда вpаг, не стеpпя сего, даже боясь, что Антоний в коpоткое вpемя наполнит пустыню подвижничеством, является к нему однажды ночью со множеством демонов и наносит ему столько удаpов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле. Как сам Антоний увеpял, весьма жестоки были его стpадания, и удаpы, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, пpичинить такой боли. Но по Божию Пpомыслу (ибо Господь не оставляет без пpизpения уповающих на Него), на следующий день пpиходит тот знакомый, котоpый пpиносил ему хлеб. Отвоpив двеpь и увидев, что Антоний лежит на земле, как меpтвый, взял и пеpенес его в хpам, бывший в селении, и положил там на земле. Многие из сpодников и из жителей селения окpужили Антония, как покойника. Демоны причиняли болезни и другим праведникам. Эта жестокая борьба кончалась полным поражением злых духов. Подвижники же, обретая духовные силы и опытность, совершенствовались.

Часто в постигающих нас болезнях ясно видна рука Божия. Любящий нас Господь желает всем блаженство в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путем спасения, пренебрегают заповедями, упорно коснеют в грехе. Знаки Божьего внимания они упорно не видят, человеческую помощь отвергают. Для больной души таких людей самым действенным лекарством являются тяжелые болезни. По учению святых отцов: Недуги посылаются Богом для здравия души (преп. Исаак Сирин). Св. Иоанн Лествичник пишет, что он видел страждущих, которые через телесный недуг избавились от страсти душевной. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (свят. Игнатий Брянчанинов). Людям, ведущим греховную жизнь и нерадеющим о своем спасении, Господь посылает болезни как жгучий, но целебный пластырь. Милосердный Господь не посылал бы нам никаких скорбей, но вся беда в том, что большинство из нас иначе и спасаться не умеет. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы (Свят. Феофан Затворник).

Почему не всем грешникам посылаются тяжелые болезни? Потому, что Господь знает сердца людей. Некоторые противятся истине даже после постигших их испытаний. К имеющимся грехам они могут прибавить новые, еще более тяжелые: уныние, отчаяние, озлобление, ропот. Господь не желает усугублять их участь. В отношении и к таким людям ясно видно проявление Божественной любви.

Особо нужно сказать о телесных болезнях, которые нередко посещают святых и праведников. В этом проявляется забота Божия об их духовном совершенстве. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то через сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, – и через огонь сделался чище (Св. Синклитикия). В Отечнике рассказывается об одном старце, который часто подвергался болезням. Случилось ему в течение одного года не болеть. Старец очень скорбел, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

Здоровым людям надо всегда помнить, что болезни людей, с которыми мы связаны жизненными узами, имеют отношение и к нам. Господь дает нам возможность спасаться через дела любви и милосердия к страждущим и болящим. Никто не должен упускать такой возможности, которую дает нам Бог для спасения: был болен, и вы посетили Меня (Мф.25:36).

В наш век болезни умножились. В связи с этим вспоминаются пророчества древних старцев о тех, кому придется жить в последние времена. Неспособные уже на подвиги, они будут спасаться терпением скорбей и болезней. Чтобы этим путем войти в Царство Небесное, надо по-христиански нести тяжелые недуги, которые нас постигают. У некоторых духовно опытных старцев нашего времени можно встретить мнение о раковых болезнях как о тех недугах, которые ведут людей ко спасению, если они с верою и терпением будут к ним относиться. Об этом говорил старец Паисий Святогорец (Эзнепидис. 1924 – 1994). Сам он болел раком. «Сколько пользы принесла мне болезнь, столько не принесли и все годы подвижничнства», – сказал он однажды священнику Дионисию Тацису. Другой великий греческий старец Порфирий (1906 – 1991) в конце жизни рассказывал: «Когда я был моложе, просил у Бога, да пошлет мне раковую болезнь, да поболею ради любви Его. Когда сказал об этом своему старцу, – Нет, говорит он, – это – эгоизм. И я перестал просить. – Согрешил, Господи, – говорил. – По эгоизму просил сверх моих сил. Итак, теперь, после стольких лет, Он послал мне то, что я просил тогда. У меня ужасные боли. – Геронта, Вы обрадовались или расстроились? – Когда мне сказали об этом врачи после исследований, я обрадовался и сказал: «Слава Тебе, Боже. После стольких лет не забыл прошение мое. Рак у меня здесь, в гипофизе, на нем образовалась опухоль, которая давит на оптическую хиазму. Поэтому я стал плохо видеть. Этим глазом вижу немного свет. Другим вижу людей, как силуэты, но не вижу глазами характерные черты их. Язык мой стал толстым и далеким. Он мешает мне во рту, и голос мой изменился. У меня ужасные боли. Когда болит, терплю и молюсь. При сильной боли не могу молиться. Однако не ропщу и не жалуюсь» (Монах Агапий. Божественное пламя, зажженное в моем сердце старцем Порфирием).

При постигшей нас болезни мы не должны пытаться объяснить ее каким-либо конкретным грехом. Во-первых, можем ошибиться. А самое главное – это неполезно. Нужно покаянно испытать свою совесть. Проверить всю нашу жизнь, прошлую и настоящую. Только исправление всей жизни поможет нам стяжать врачующую благодать. Если почувствуешь, что смущается болезнью душа. То скажи ей: эта болезнь не легче ли гиены, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении (Преп. Исаия Отшельник).

Духовным здоровьем является свобода от духовных недугов – греховных страстей. Вся святоотеческая аскетическая литература направлена на борьбу с грехом, и потому, можно сказать, что вся она может быть полезна в деле стяжания духовного здоровья.

С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение.

 

Вот как говорится «Не человек для поста, но пост для человека». Но в то же время совсем не приветствуется самовольно попущать себе те или иные отклонения от предписаний в пище на время поста. Как быть, если я работаю и учусь и мало сплю. Т.е. я попускаю себе в Великий Пост растительное масло, пищу жарю, пью витамины и все равно часто ощущается такая немощь и слабость, при которой сложно физически и умственно работать, слишком рано валит в сон, правило даже прочитать уже не могу. Духовника пока не имею, чтоб с ним посоветоваться.. А ведь священники все разного мнения на этот счет. Подскажите, как вот быть в такой житейской суете? Конечно, я не только в пище стараюсь пост держать, но на все чтения время с 23.00 до 02.00, и то если хоз. дела либо учеба могут подождать. Если вопрос слишком общий, буду рада какой-нибудь ссылке на эту тему. Заранее благодарю.

Дорогая, Анна! Прежде всего, похвально Ваше желание исполнить святые уставы Церкви. Господь всякую искреннюю жертву примет. Хочется посоветовать Вам, чтобы телесный пост и молитвенное правило Вы совершали по силам. Правда, не всегда легко установить эту меру. Определенным свидетельством того, что мы строим жизнь нашу правильно, является внутреннее удовлетворение, радостное настроение, мир душевный.

При той телесной немощи, о которой Вы пишете, можно вкушать любую постную пищу, не отказываясь от растительного масла. Количество пищи также определите разумно. Когда сил мало, страдают наши дела, которые мы обязаны выполнять. В этом долг христианина. Самое главное — духовный пост: благодарное чувство к Богу за все, ровное доброжелательное отношение к людям, чистота помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Молитвенное правило также продумайте, чтобы оставалось время для отдыха. Иначе потом проявится накопившаяся усталость. Средоточием нашей жизни должно быть исполнение евангельских заповедей.

 

Мысли, которые овладели Вами, внушает Вам враг нашего спасения. Как и все, что идет от него – ложь. Приемы, которыми пользуются падшие демоны, хорошо изучены святыми отцами. Вначале бесы стремятся всячески притупить чувство греха. Вовлечь в него. Когда греховный навык укоренится, демоны весь свой арсенал направляют на то, чтобы довести человека до отчаяния. С этой целью они внушают ему мысль о том, что он спастись не может. На этом этапе они все направляют на то, чтобы окончательно угасить надежду. А если теряет надежду, то и лишается и воли. Тогда и приходят страшные и гибельные мысли о самоубийстве. Надо решительно избавиться от этого наваждения вражьего. Как дети в минуту опасности устремляются к отцу или матери и в полной надежде на защиту прижимаются к ним, так надо с полным доверием прибегнуть к своему Небесному Родителю. Постарайтесь всем вашим страждущим сердцем принять слова нашего Спасителя, в которых заключена сладчайшая надежда: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:12-13). Христианство – религия воскресения. Как бы грехи не умерщвляли нас, до последнего издыхания остается возможность спастись. История христианства содержит неисчислимое множество примеров.

Не знаю, какие грехи пленили Вас и доводят до уныния, но многовековой опыт духовной жизни доказывает, что при решимости исправиться, Господь непременно подает помощь. Всегда надо помнить, что надежда является одной из трех главных христианских добродетелей. Св. праведный Иоанн Кронштадтский, хорошо знавший наши скорби и немощи, говорил: «Никогда не отчаивайся в милости Божией, какими бы грехами ни был связан по искушению дьявольскому, но молись всем сердцем с надеждою на помилование, толцы в двери милосердия Божия – и отверзется тебе» (Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 877).

Не пытайтесь избавиться от греховных навыков разом. Святые отцы советуются сосредоточиться на главном из них. Тогда легче бороться и с остальными. В дополнение помогает также обращение к невредным успокоительным средствам, так как грехи сильно расстраивают душевно-эмоциональную сферу. Отчего в свою очередь усиливается чувство безнадежности. Если есть возможность, хорошо бы и телу дать определенный отдых.

Примите мои самые теплые слова сердечного сочувствия и молитвенного пожелания помощи Божией.

То, о чем Вы пишите, есть наша общечеловеческая немощь, которую Господь наш Иисус Христос призывает побеждать: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Наше спасение совершается благодатью Божией, но подается она только тогда, когда мы прилагаем волю и совершаем необходимые труды. Бог ждет от нас постоянства. Только тогда возможно духовное возрастание. Слово Божие указывает необходимые к этому средства. Прежде всего, не должен ослабевать страх Божий, который есть начало всякой добродетели. Рождается он от веры и растет в нас по мере того, как мы избавляемся от плена мирских привязанностей. Внутреннее трудно стяжать без внешнего. Поэтому надо вменить себе в обязанность твердо соблюдать церковный устав: посещать богослужения во все праздничные и воскресные дни, соблюдать святые посты. Четко определить ту регулярность, с какой необходимо вам приступать основным таинствам (исповедь, причастие). Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило. Бог, видя Ваши старания, подаст Вам Свою помощь. Святые отцы советуют возгревать в себе духовную ревность постоянной памятью о предстоящем Суде. Надо каждый день начинать с мысли о том, что еще ничего не сделано о спасении, и другого дня больше не будет.